Земский собор 1613 года стал одним из важнейших событий в истории России. На нем не просто был выбран очередной царь, а родилась новая династия, которая правила страной на протяжении следующих трех столетий. На смену Рюриковичам пришли Романовы. Неудивительно, что столь знаковому событию студия «Сайберия Нова» решила посвятить не просто дополнение к «Смуте», а отдельную игру. Но вот вопрос, насколько хорошо соотносятся показанные в ней события с реальностью?
Земские соборы, то есть собрания представителей российских земель, где обсуждались важнейшие государственные вопросы, начали проводиться еще в царствование Ивана Грозного, и созывались они вплоть до конца XVII века. Необходимость в них пропала с началом эпохи Петра I, которая окончательно оформила переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. В последнем случае всю полноту власти царя обеспечивал развитый бюрократический аппарат, а также постоянная армия. Образно говоря, появились чиновники, которые следили за соблюдением законов и сбором налогом по всей стране, а также регулярные войска, которые в случае чего готовы были вразумить недовольных. Но вот в XVII веке такая система еще только формировалась, а потому царю приходилось делегировать часть своих полномочий знатным людям на местах, которые, являясь опорой самодержца, имели право высказывать свое мнение во время тех самых Земских соборов.

Неудивительно, что именно в таком формате походили и выборы нового царя на финальном этапе Смуты. Сами они в игре фактически не показаны, и это логично, ведь главный герой, казак Кирша – человек без роду и племени. Никому из бояр и в голову бы не пришло что-то там с ним всерьез обсуждать. Зато Кирша оказался по полной программе задействован в тех интригах, которые окружали и созыв, и проведение Собора. И что, в свою очередь, позволяет нам ознакомиться с поистине широчайшим списком претендентов на российский престол.
Иноземцы

Очень большое внимание разработчики уделили иноземным кандидатам. Поставить во главе государства выходца из другой страны? Сегодня такое показалось бы абсурдным, однако для того времени подобный вариант не казался чем-то из ряда вон. Для феодальной державы, которой и была тогдашняя Россия, национальность правителя не играла ключевой роли. Скажем, наша предыдущая правящая династия, Рюриковичи, была норманнской, то есть скандинавской, и это никого не смущало. Как не смущало жителей Англии и происхождение Вильгельма Завоевателя, который тоже был потомком тех самых норманнов. Можно вспомнить и Речь Посполитую, где во времена нашей Смуты не было наследственной монархии, а королей всякий раз выбирало дворянство. Например, в начале XVII века там правил Сигизмунд III, представитель шведской династии Ваза.
У правителя со стороны было сразу несколько плюсов. Во-первых, такой человек не принадлежал ни к одному из местных аристократических родов, а значит, хотя бы в теории являлся фигурой нейтральной, которая не будет одним своим присутствием провоцировать борьбу за власть. Во-вторых, приглашенный монарх все равно должен был опираться на тех самых аристократов, что позволяло им сохранять фактическую власть на местах.

Именно поэтому на русский престол вполне могли взойти такие персонажи, как польский королевич Владислав (сын Сигизмунда III) или принц Карл Филипп (младший брат шведского короля Густава II Адольфа). Причем последнего поддерживал сам князь Пожарский, один из лидеров и героев Второго ополчения, которое в 1612 году прогнало поляков из Москвы. Все это в полной мере отражено и в игре. В ходе расследования казак Кирша выясняет, какие силы выступают за польского претендента, а какие – за шведского.
Разработчики также добавили в этот список английского короля Якова I Стюарта, хотя шансы на то, что Россия отойдет под его руку, были, прямо скажем, невелики. Но в то же время нельзя отрицать, что торговые контакты между двумя странами были налажены, а следовательно, у нас в стране имелись те, кто лоббировал интересы британцев. Нельзя не вспомнить и о попытках политического сближения, которые предпринимались в прошлом: скажем, Иван Грозный в свое время сватался к английской королеве Елизавете. Так что подобный «экзотический» штришок к портрету Смутного времени вопросов не вызывает.
Ну и добавим, что все сказанное вовсе не означает, будто иностранца априори должны были встречать с распростертыми объятиями. К таковым претендентам наши бояре относились с известной долей настороженности. Например, число сторонников польской партии изрядно сократило поведение короля Сигизмунда III, которой явно не торопился высылать в Москву своего сына Владислава, хотя переговоры об этом велись несколько лет. К тому же после взятия Смоленска в 1611 году польский монарх объявил о том, что присоединит город к своим владениям. Все это русскую знать крайне нервировало. Кто знает, что ждать от Сигизмунда III дальше? Вдруг он сам решит стать русским царем и устроит еще один передел земель в свою пользу?

Лже-наследник и Лже-царь
Помимо иноземных, разумеется, имелись на царскую корону и доморощенные претенденты. Среди таковых создатели «Земского собора» особо выделили сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек, царевича Ивана, на чьей стороне выступал атаман Иван Заруцкий. Удалось с ними встретиться и Кирше, причем в игре весьма адекватно показан разлад среди казачества, которое так до конца и не смогло определиться, кого же им следует поддержать.

Что же касается претензий сына Лжедмитрия II, то для нас сейчас очевидно, что речь шла о самозванце, но вот для многих жителей тогдашней России это был легитимный потомок царя Дмитрия, который в свою очередь являлся сыном самого Ивана Грозного. В теории его фигура могла сплотить страну, но на практике все прекрасно понимали, что сам царевич по причине малолетства править не сможет, а значит, вся фактическая власть отойдет к его матери и ее сторонникам. Такой поворот наших бояр категорически не устраивал, к тому же большинство нашей знати никаких иллюзий о происхождение царевича не питало. Все это и предопределило его судьбу. Уже после избрания нового царя Иван Заруцкий попробовал организовать вооруженное сопротивление, но его войска были разбиты в 1614 году, а самого его схватили и казнили. Такая же судьба постигла и лже-царевича. Что до Марины Мнишек, то она умерла заточении. Как тогда писали – «зачахла от тоски».
Пару слов нужно сказать и о Лжедмитрии III, который объявился еще в 1611 году. Обосновался он в Пскове и называл себя чудом спасшимся царем Дмитрием Ивановичем (то есть выдавал себя за убитого к тому времени Лжедмитрия II, который, в свою очередь, выдавал себя за Лжедмитрия I). Только вот история про постоянно воскресавшего государя всех уже настолько утомила и казалась такой маловероятной, что политическая карьера самозванца продлилась недолго. Он был пленен и доставлен в столицу, где его казнили в 1613 году. Именно закованного в цепи Лжедмитрия III, или как его еще называли «псковского вора», можно видеть в игре на одной из московских площадей.

Почему же Романовы?
Фактурно показан в «Земском соборе» и еще один претендент на престол, предводитель Первого ополчения, князь Дмитрий Трубецкой. И да, действительно, его кандидатура тоже рассматривалась. А вот, что в игре, к сожалению, было обойдено стороной, так это причины, определившие выбор в пользу Михаила Федоровича Романова, который в итоге и стал новым русским царем. А выбор этот был, прямо скажем, неочевиден. Дело в том, что прав на престол, которые тогда определялись по степени родства с предыдущей династией Рюриковичей, у представителя этого семейства оказалось меньше, чем и у Дмитрия Трубецкого, и у князя Пожарского, и многих других наших видных бояр. В чем же, спрашивается, логика?

Логика, тем не менее, была. Ведь если бы Земский собор постарался выбрать максимального знатного человека, это неминуемо снова запустило был грызню за власть со стороны не менее родовитых претендентов, которых, конечно же, не удовлетворил такой выбор. Однако избрание представителя рода Романовых позволяло обнулить все споры о том, кто находится в большем родстве с прошлыми царями. Подобная характеристика просто перестала иметь смысл. Так с нуля удалось создать абсолютно новую династию, которая не имела никаких связей с предыдущей.
Кроме того, Михаил Федорович был человеком очень молодым (летом 1613 года ему исполнилось всего 17 лет) и казалось, что таким малоопытным царем можно будет крутить как душе угодно. Сыграли свою положительную роль и участие его дяди в Семибоярщине, которая фактически призвала польские войска в Москву в 1612 году, и поддержка, которую оказывал его отец, патриарх Филарет, Лжедмитрию II. Стало ясно, что с такими родичами карать за прошлые политические прегрешения новый царь точно никого не будет. Кроме того, все помнили, что представительница рода Романовых являлась первой женой Ивана Грозного, а ведь это было то время, которое в пору Смуты воспринималось чуть ли не как золотой век в истории Государства Российского. Словом, сошлось множество факторов, и в моменте Михаил Федорович оказался максимально удобным кандидатом.

Для населения страны в целом избрание царя означало завершение того хаоса безвластья, который правил Россией предыдущие десять с лишним лет. Начала оживать экономика, восстанавливались старые торговые связи, чинились дороги, уничтожались разбойники – стало можно просто нормально жить. Впрочем, нормально – не значит, спокойно. Ведь в XVII веке Россию ждало еще немало испытаний. Пройдут и несколько войн, включая тяжелейшую Тринадцатилетнюю. Будет и восстание Степана Разина, и многочисленные бунты, и много чего еще. Но это уже совсем другая история, которая, надеемся, со временем найдет свое отражение в играх.